Бэк-кантри-база МГУ


 ...Долгий подъем пешком в гору. 

На вершине -взгляд по сторонам (ах, как красиво, 

вот это пейзаж и все такое). Отдышались? 

Теперь встали на лыжи-сноуборды. Куда дальше-то?

- А во-о-он туда!

"Туда" -это, где с вершины видно несколько метров снежного склона крутизной градусов в пятьдесят, 

и далеко-далеко внизу - верхушки леса. 

- Вы ничего не перепутали? 

Может, тут парашют нужнее?

 

Ориентир - "сосулька"

Это бэк-кантри: внетрассовое катание на лыжах и сноубордах. Считается, что этого делать нельзя из-за крутизны склона, высокой лавинной опасности, камней и скальных выходов. По каталогу внетрассового катания (о нем - речь впереди), мы находимся в "no fall zone", это значит, что лучше не падать: либо по камням размажет, либо в лавину попадешь.

 

увеличить

 "no fall zone" - лучше не падать!

 

Бэк-кантри в Хибинах - дело мало кому известное. Тех, кто предпочитает "дикие" и труднодоступные склоны, можно пересчитать по пальцам. Примерно половина этих людей обычно обитает на 23-м километре, на Хибинской учебно-научной станции географического факультета Московского университета, ее еще называют базой МГУ.

Сюда ведет та же дорога, что и в местный храм. Не доходя до него, сворачиваем вправо и видим ледяной столб. Эту "сосульку" соорудили обитатели базы -подвели шланг с водой к старой опоре и получили "стенд" для ледолазания.

Директор станции - Сергей Коняев и главный инженер Марина Викулина - москвичи, впервые они попали сюда, будучи студентами МГУ. Одна практика, другая, окончили университет - и приехали сюда уже на работу:

- Кировск - очень уютный город, несмотря на некоторую неустроенность. И люди доброжелательны. Здесь, на базе, есть все, что нужно для нормальной жизни и нет ничего лишнего. Поэтому мы сюда и приехали. В Москве слишком бешеный ритм жизни. Когда мы туда попадаем, нам начинает недоставать гор за окном, снегирей у кормушки.

ЛАВИНА или СЕЛЬ?

На первый взгляд может показаться, что Сергей и Марина живут на базе, как дворяне в родовой усадьбе. Огороженная территория, два жилых дома, гараж, в котором трактор, две машины, два снегохода и мастерская, вагончики-бытовки.

Но на самом деле учебно-научная станция МГУ - отнюдь не дом отдыха. Она создана в 1948 году, и с тех пор основной темой работы ее сотрудников являются водоснежные потоки. Старший научный сотрудник станции Валентин Сапунов рассказывает, что специалисты долго спорили, чем считать это явление: гидронапорными лавинами или снежными селями? Работавший здесь в 60-х годах геоморфолог Вениамин Перов доказал, что это в принципе нечто другое, требующее особого изучения. С тех пор на станции МГУ было организовано три хибинских экспедиции, каждая длительностью несколько лет. Ученые работали по заказам комбината "Апатит", изучали водоснежные потоки и способы защиты от них. По их предложению, например, появилась дамба у Восточного рудника. Производственники сочли цель достигнутой, но ученые не успокоились, и исследования продолжаются до сих пор. Валентин

Сапунов говорит, что благодаря заказам "Апатита" станции удалось выжить в самые трудные для науки годы.

Каждый год на базу приезжает доктор геологических наук Александр Павлович Хомяков. Он открыл в Хибинах 62 (!) минерала. Во времена исследований Ферсмана считалось, что их здесь не более 100-120. Образцы Хомякова хранятся на станции, и ничего подобного, как утверждает Сергей Коняев, нет во всем мире. Возможно, кстати, что в скором времени эта коллекция минералов будет выставлена для всеобщего обозрения.

ГИС И ПОГОДА

Сейчас на станции идет подготовка к созданию локальной геоинформационной системы (ГИС) Хибинского массива. Представьте себе топографическую карту, но в электронном виде. Обозначив на ней интересующий вас район, вы получаете о нем сразу все сведения, которые вам нужны: географическую или геологическую карту, экологическую информацию, карту растительности или снежного покрова и лавин - в общем, получаете доступ к любой информации, которую собрали создатели. Сейчас эта работа - на стадии сбора материала.

С 1974 года на базе ведутся постоянные наблюдения за погодой. МГУ купил для хибинской базы автоматическую метеостанцию, и сейчас директор подыскивает для нее место. На 23-м километре нельзя -вокруг слишком много строений. Идеально было бы установить ее на вершине горы Юкспор - но там ее быстро разграбят. Возможно, станцию и вагончик с аккумуляторами установят на посту поисково-спасательной службы "Куэльпор" - там и место открытое, и есть кому за ней присмотреть.

Гости из ОКСФОРДА

Каждый год на базу приезжают на практику студенты МГУ - будущие метеорологи, геоморфологи, специалисты

по экономической географии, экологи. Предоставление им жилья, транспорта, библиотеки, в общем, всего того, что называют обеспечением учебного процесса, входит в обязанности персонала базы.

Студенты других университетов - орловского, саратовского, петрозаводского, из Германии, Англии, Финляндии, Швеции -здесь тоже частые гости. Прошлым летом, например, станция принимала экспедицию "Оксфорд-МГУ" - она занималась сопоставлением фотографий из космоса с ландшафтом.

Как говорит Сергей, в такие дни база становится чем-то средним между коммунальной квартирой и лабораторией. Студенты здесь учатся полевым работам, а добытую ими информацию используют в научных работах сотрудники станции.

Организуют здесь практику и для школ (к сожалению, только московских) с углубленным изучением географии - экспедиции с элементами туризма и альпинизма и лекциями на природе.

ВПЕРВЫЕ в России 

И здесь же, на базе МГУ, создан первый в России каталог маршрутов для внетрассового  катания в Хибинах, он опубликован в Интернете на сайте  http://www.mountain.ru/skialp/2001/hibini/. Его авторы - альпинисты, спасатели, инструкторы, почти постоянные обитатели базы Максим Панков и Руслан Кочетков. В течение нескольких лет они "коллекционировали" эти спуски и придумали систему их классификации.

 

 

Хозяева базы - Сергей Коняев и Марина Викулина.

  

- Мы с Русланом - прорайдеры, - рассказывает Макс, - члены команды фирмы "Триал-спорт" по фрирайду. Это наша работа - реклама продукции и услуг фирмы, выступление за нее в соревнованиях.

В начале 90-х я впервые попал в Хибины. Здесь встал на лыжи, потом освоил сноуборд. Пообщался с сотрудниками станции, с приезжающими студентами и... поступил в МГУ на кафедру гляциологии. С тех пор каждую зиму я - в Хибинах.

Сейчас Макс и Руслан на Кавказе - там им предстоит чемпионат России по фрирайду.

- Мы хотим приобщить к "стилю бэк-кантри" как можно больше людей, - говорит

Макс. - А вот для того чтобы познакомить их с культурой этого стиля, с правилами лавинной безопасности, мы предлагаем организовать здесь "лавинную школу".

Люди относятся к этому, как правило, очень легкомысленно: знают, например, что на Кукисвумчорре, левее подъемников -один из самых мощных лавинных очагов. Но лезут туда, совершенно не представляя, что нужно делать в случае схода лавины. Через долину Кукисвум ходят толпы туристов, но мало кто знает, что это одно из самых лавиноопасных мест в Хибинах. Или перевал Рамзая: весной там народу бывает не меньше, чем в городе. А у самого перевала с восточной стороны находится малозаметный, но очень мощный "лавинный аппарат". Просто чудо, что еще никого там не завалило. Мы проводили лавинную школу на Кавказе и теперь хотим организовать в Хибинах.

Для чего нам это нужно? Чтобы люди узнали, что такое бэк-кантри! Ведь даже местные жители в большинстве своем об этом не догадываются.

  

 Валентин Сапунов

 

В бэк-кантри надо рассчитывать только на себя. Главное - преодолеть лень. Восхождение на Юкспор, например, занимает около часа. В бэк-кантри-лагере на Кавказе бывали подъемы и по пять часов. Есть, конечно, хели-ски - но это нечто другое. Когда ты затрачиваешь усилия, чтобы подняться на гору, каждый спуск оцениваешь по-другому. И каждый из них по-своему уникален - меняется погода, состояние снега, собственные ощущения - не бывает двух одинаковых спусков. Ты как бы отдаешь горе часть себя, но взамен получаешь нечто большее.

...Мы идем на Юкспор, чтобы спуститься по кулуару, на который снизу даже смотреть страшно. Идти далеко и тяжело, но мысль о том, что неплохо бы поставить неподалеку подъемник, высказанная при восхождении, вызывает общее возмущение: "Ты что! Тогда здесь не будет такого катания!". Все верно. После спуска в памяти надолго остается нетронутый снег на крутом склоне, окружающий пейзаж, слегка сумасшедшая радость ("Мы сделали это!"), и... неясное ощущение того, что в жизни что-то изменилось.

 

Текст и фото Михаила Рыжова,

газета «Хибинский вестник»

  

на главную


Новости | Адреса | Фото | Схема | Инфа | Чат | Гостевая

  (с) В.Жиганов, 2001-2002  


 

VVV.RU